Мероприятия и акции :: Витебский государственный музыкальный колледж им. И.И.Соллертинского НАВЕРХ
Витебск ВГМК

Мероприятия и акции

«Исполнительский анализ»

«От Баха до Шостаковича: эволюция фортепианной прелюдии»

Тапнуть на фото, чтобы увеличить

В колледже прошло открытое учебное занятие по предмету «Исполнительский анализ» у пианистов 4 курса.

Учащиеся активно исследовали тему «От Баха до Шостаковича: эволюция фортепианной прелюдии», познакомившись с этим жанром в творчестве композиторов различных эпох.

.


28.02.2024 | Админ | Просм. 11 | Комм. x | Категория: Мероприятия и акции

Концерт-презентация «Песни Владимира Оловникова в звуках рояля»

Интервью с Игорем Владимировичем Оловниковым

«Главное – интересоваться своей профессией!»

Интервью с Игорем Владимировичем Оловниковым

 

26 января 2024 года в концертном зале Витебского государственного музыкального колледжа имени И.И.Соллертинского прошёл концерт-презентация «Песни Владимира Оловникова в звуках рояля» Народного артиста Республики Беларусь, профессора БГАМ Игоря Владимировича Оловникова. Концерт этот был приурочен к 105-летию отца прославленного пианиста, классика белорусской песни - Владимира Оловникова.

В формате лекции-концерта пианист рассказал об идее возникновения сборника «Восемнадцать песен-прелюдий», об особенностях этого цикла и песен отца, лёгших в основу каждой прелюдии. После концерта состоялся мастер-класс, в рамках которого Игорь Владимирович поделился секретами своего пианистического мастерства с учащимися ГУО «ДШИ имени А.В. Богатырёва города Витебска».

По окончании мастер-класса нам удалось побеседовать с Игорем Владимировичем и задать ему некоторые вопросы.

 

Игорь Владимирович, в первую очередь, позвольте поблагодарить Вас за великолепный концерт, за совершенно потрясающий мастер-класс, и конечно же, за презентацию своего нового сборника «Восемнадцать песен-прелюдий»! Я уверен, что наши учащиеся будут их с удовольствием играть.

- Я очень на это надеюсь!

Я думаю, так и будет, потому что эти произведения созданы для того, чтобы звучать.  Ну, а начать нашу беседу хотелось бы с печальных мыслей, которые, я думаю, волнуют многих. Не секрет, что популярность классической музыки в последние годы снижается -  всё сложнее сделать набор в музыкальные школы, даже на такой музыкальный инструмент, как фортепиано.  Сегодня начинают лидировать гитара, ударные инструменты и саксофон. Что Вы думаете о сложившейся ситуации?

- Да, к сожалению, такая проблема на сегодняшний день есть, но я сторонник диалектической теории, которая утверждает, что всё развивается по спирали, волнообразно, поэтому я уверен, что это временное явление! Если посмотреть на это шире, то в последние годы интерес к классической музыке во всём мире только возрастает: на концерты стали ходить больше, поэтому я думаю, что нужно просто немножко подождать – очень скоро всё вернётся назад, и музыка вновь окажется на пике популярности и востребованности.

Классическая музыка всегда была элитарной, а не массовой, поэтому ничего удивительного нет в том, что 90% слушателей любят рок, джаз или даже попсу, а не классику. Избранная публика всегда будет предпочитать классическую музыку!

А насчёт музыкальных школ – дети, которые приходят в музыкальную школу, они и не думают становиться музыкантами. Они, а вернее их родители, просто хотят, чтобы их дети соприкоснулись с этим искусством, побыли немного в этой среде – среде Прекрасного. Они надеются, что это им как-то поможет в жизни.

Беда в том, что современные дети перегружены – обычно помимо музыки их родители отдают  не только в музыкальную школу, но и на занятия художественной гимнастикой, иностранными языками, спортом, – да много чем! В итоге дети на уроки приходят уставшие, измученные, выдохшиеся, поэтому от них уже нельзя ожидать каких-то музыкальных успехов – они приходят в музыкальную школу, в лучшем случае, посидеть, а то и отдохнуть, поэтому от них нечего требовать…

Но вот среди этого контингента попадаются и те, кто станет настоящим музыкантом!

Что бы вы посоветовали учащимся, которые хотят серьёзно заниматься классической музыкой?

- Я думаю, им нужно, в первую очередь, слушать больше музыки в эталонных, выдающихся исполнениях. Не всегда и не везде можно попасть на хорошие концерты, не все живут в Минске, Москве или Санкт-Петербурге, но есть записи! Главное – выбирать записи осмотрительно, потому что на Ютубе сегодня любой может выложить ролик с исполнением какого-либо произведения, даже человек, который не имеет об исполнительстве ни малейшего представления. Поэтому нужно консультироваться со своим учителем по специальности по этому вопросу и слушать мастеров – это очень развивает!

Кого конкретно Вы бы посоветовали слушать?

- В первую очередь мастеров прошлого – Корто, Горовица, Софроницкого, Рихтера, Гилельса, Бенедетти-Микеланжели, Поллини. Есть и современные интересные пианисты, но мастера прошлого – это фундамент! Из современных – Плетнёв, Соколов, Амлен, – да и кроме них есть интересные записи и интересные музыканты. Главное условие – чтобы выбор совершался под руководством педагога!

Китайская пословица гласит: «Учитель и ученик – это два колеса одной повозки». Что Вы можете сказать о роли родителей в музыкальном развитии учащихся?

- Отношения родителей и педагогов в музыкальной школе – это большой и очень серьёзный вопрос. К сожалению, родители бывают разные. Одни родители не считают, что занятия ребёнка в музыкальной школе – это что-то серьёзное. Для них это просто времяпровождение ребёнка – чтобы он был чем-то занят и дома не болтался, и лишних четыре часа за ним не надо было смотреть.

Но бывает ещё хуже – когда родители считают, что моя девочка самая талантливая и самая лучшая, она такая маленькая, а уже такие вещи играет – мы вот дома слушали, и пришли к выводу (вместе с родственниками!), что ей нужно срочно на конкурс! Почему она у Вас до сих пор на конкурсе не играет??? Она сегодня позанималась дома целых 20 минут!!! (смеётся).

Поэтому работать нужно в первую очередь с родителями! Неправильно обижаться на них – они сами не ведают, что творят! Родителям нужно всё время объяснять, проводить постоянный ликбез, и философски относиться к их чудачествам.

Как Вы считаете, куда сегодня движется мировой пианизм? Не секрет, что происходит смешение национальных пианистических школ, и если раньше мы безошибочно причисляли Корто к французской, Кемпфа к немецкой, а Гилельса к русской фортепианной школе, то сейчас это куда-то уходит. Не таит ли такое смешение угрозу будущему?

- В истории смешение национальных идентичностей всегда приводило к прогрессу, а не к регрессу, поэтому сегодня всё самое ценное из разных школ берётся на вооружение молодыми пианистами. Да, сегодня сложно сказать, к какой школе принадлежит человек, если пианист учился в Америке, а там преподаёт русский профессор

а наш студент при этом китаец (смеются)

- Кстати о китайцах. Мне очень нравится, как преподаёт Ланг Ланг – он очень талантливый педагог и добрый, общительный человек. У него очень интересные мастер-классы!

Безусловно, сейчас все пианистические школы смешались. И, к счастью, сейчас это не имеет значения. Всё равно, нужно искать себе учителя по каким-то конкретным критериям, а не по тому, к какой школе он принадлежит. Одно дело, если вы едете учиться в Америку, чтобы там остаться жить, а совсем другое – вы едете учиться у кого-то конкретного – вот это разумный подход.

Вот, одна моя ученица страстно хотела уехать в Америку.  Она не ставила целью у кого-то конкретно заниматься – ей просто хотелось туда уехать. Ну и что? Она получила прекрасное образование, занималась она в Меносе у Володи Фельцмана, потом занималась у Бориса Бермана в Йельском университете. Вроде бы неплохо, скажете Вы? А в итоге она вышла замуж и работает там в обыкновенной музыкальной школе! Так она бы и у нас могла бы работать, тем более, что там хуже – там дети больше себе позволяют… У нас всё-таки у детей ещё совесть осталась!

Да, хорошо там, где нас нет… Игорь Владимирович, Вы являетесь учеником легендарного Якова Владимировича Флиэра. Что самое ценное Вы вынесли для себя из его уроков?

- Мне кажется, что Флиэр был настоящий романтик в полном смысле этого слова!

Что Вы подразумеваете под этим словом?

- Внутреннюю горячность, заряжённость идеями романтизма, полную самоотдачу во время концерта, погружённость в эту музыку до такой степени, что он иногда даже текст терял, настолько он был в этом резонансе с произведением. Он гениально играл многие вещи, делал он это совершенно потрясающе! И конечно, он был очень тёплым и располагающим к себе человеком и в жизни!!! Его артистический, педагогический и человеческий облик для меня как одно целое!

В этом отношении его вечный соперник – Эмиль Григорьевич Гилельс, был личностью совершенно другого плана, и конечно, из этой выдающейся плеяды Флиэр был самый обаятельный человек и педагог. Недаром в его жизни было так много романтических историй…

Флиэр участвовал во многих конкурсах. Не всегда стабильно играл… Конечно, все волновались перед сценой. Тот же Гилельс  очень волновался. Бледный был, как смерть! Но Яша, как мы его за глаза ласково называли, он на сцене иногда кое-что и терял. Можно было больше заниматься (смеётся)! Не зря же дома его постоянно подталкивали, чтобы он сел за рояль! Ему не всегда хотелось это делать.

Он был настоящий романтик. Чувства владели им! И на сцене это проявлялось с необыкновенной силой! Полёт его внутреннего вдохновения, этот накал в романтической музыке – этого московская публика до сих пор не может забыть!

Кстати, моим педагогом был не только Яков Флиэр, но и Леонид Ройзман по классу органа. Это был человек совершенно иного плана – он был очень строг, холоден, и на уроках органа я чувствовал себя учеником. Можно было получить такой нагоняй, и такими словами, что хотелось провалиться сквозь землю!

А после этого я приходил на урок к Флиэру и чувствовал просто полёт какой-то, настолько я раскрепощался! Два педагога как лёд и пламень!

Были у меня и другие встречи. Я немножко занимался композицией у Альберта Семёновича Лемана, он тогда был заведующим кафедрой. Мы с Мишей Плетнёвым ходили вместе на эти уроки. Он пропагандировал очень современные, обострённые звучания, авангард…

Всё это было преходящим. Всё изменилось – взять, к примеру, Щедрина. Самые страшные Концерты Щедрина – Второй и Третий! Там настолько дико диссонирующая музыка, что вам кажется, что над вами кто-то издевается, когда это слышишь. Ну и что в итоге? Сегодня популярен его Пятый концерт! Всё меняется…

Что бы Вы посоветовали учащимся нашего колледжа для максимального развития своего творческого потенциала?

- Вы знаете, Витебск – это город старых культурных традиций. Он связан с музыкой, с художниками, – эти традиции необходимо вбирать в себя в самом широком диапазоне! А в узкопрофессиональном смысле мои советы просты – слушать хорошие записи, и разнообразить своё творческое развитие просмотром мастер-классов. Я восхищаюсь мастер-классами Плетнёва, Воскресенского и Мюррея Перайи. Мне он очень близок как пианист и как педагог. Слушаешь другие мастер-классы – вроде и хорошо, но именно у Мюррея Перайи я готов подписаться под каждым словом!

И ещё. Многие великие пианисты не были педагогами – Горовиц, Рахманинов, Рихтер.  Но у них и без этого можно очень многому поучиться – не обязательно формат мастер-класса. Главное – интересоваться своей профессией!

Спасибо за беседу!

Беседовал преподаватель музыкально-исторических предметов                 ВГМК имени И.И. Соллертинского Ю.В. Макарцов.

 


29.01.2024 | Админ | Просм. 32 | Комм. x | Категория: Мероприятия и акции

Интерактивная музыкальная сказка

«Кастинг для Деда Мороза»

Тапнуть на фото, чтобы увеличить

Традиционно, в канун новогодних праздников, в секторе практики колледжа проходит интерактивная музыкальная сказка.

В этом году состоялся «Кастинг для Деда Мороза», на котором юные музыканты смогли показать не только умения играть на инструментах, но и другие таланты, а практиканты в роли сказочных героев не оставили публику равнодушной.

.


29.12.2023 | Админ | Просм. 45 | Комм. x | Категория: Мероприятия и акции

«Юбилей приглашает друзей»

105-летие колледжа

Тапнуть на фото, чтобы увеличить

«Юбилей приглашает друзей» – под таким знаком прошел вечер большой даты в музыкальной истории нашей страны – колледж отпраздновал свое 105-летие. Встреча с ветеранами и администрацией города и области дополнила теплую атмосферу концертной программы, и в честь юбилея колледж удостоен Почетной грамоты облисполкома.

105 лет побед, высоких достижений и тысячи выпускников, разлетевшихся во все уголки мира, - все это часть истории, но не итог, а продолжение замечательных традиций и творческого развития!

.


20.12.2023 | Админ | Просм. 48 | Комм. x | Категория: Мероприятия и акции

Открытое учебное занятие по педагогической практике

преподавания сольфеджио

Тапнуть на фото, чтобы увеличить

На цикловой комиссии "Музыковедение" прошло открытое учебное занятие по педагогической практике преподавания сольфеджио среди учащихся сектора практики и практикантов.

Практикант Коханко Ксения вместе с учениками 7 класса изучали тему "Построение уменьшенного трезвучия".

.


18.12.2023 | Админ | Просм. 79 | Комм. x | Категория: Мероприятия и акции

С Т Р А Н И Ц Ы: 1 2 3 4 ... »» ... 18
ВСЕГО ПУБЛИКАЦИЙ: 90

Государство и общество

События

Увеличить постер